Звонок и консультации - бесплатны
Без выходных. Круглосуточно

Нарушение кредитными организациями закона о персональных данных и банковской тайны.

Банковская тайна и персональные данные: позиция ЦБ официальная и фактическая.

Каждый клиент, обратившийся к нам по вопросу личного банкротства, в той или иной степени сталкивается с разглашением персональных данных и банковской тайны.

Звонки на работу, знакомым и родственникам, послания на стенах домов и дверях квартир, конверты в дверях – оборотная сторона просрочки в банк, с которой сталкиваются заемщики.

Подобные действия, безусловно, незаконны и имеют целью психологическое давление на заемщика и членов его семьи.

Стоить отметить, что к банковской тайне относят наличие кредитных обязательств, указание на банк, сумму кредита или задолженности, номер кредитного договора.

Позиция Центрального банка по данным вопросам очень сдержана. Ссылаясь на позицию Арбитражного суда, ЦБ считает возможным распространение банковской тайны и персональных данных только с письменного согласия заемщика. Надзорным органом, уполномоченным контролировать распространение персональной информации является Роскомнадзор.

Роскомнадзор имеет право принимать меры по устранению незаконного распространения персональных данных, требовать устранить допущенные нарушения, обращаться в суд за защитой прав, а также передавать в прокуратуру материалы для привлечения кредитной организации к административной ответственности.

КоАП предусматривает ответственность за распространение данных гражданина, но насколько критичный, для банковской организации, штраф в 10 тысяч рублей?

Сам Банк России надзирает за исполнением закона о потребительском кредите (займе) не только банками, но и МФО.

Константин Логинов, Адвокат

Все заявления о разглашении банковской информации подлежат рассмотрению. При этом поступившая информация используется при надзоре. К кредитной организации может быть направлено письмо с требованием устранить нарушения либо применены меры ответственности, предусмотренные законом о Центральном банке РФ.

Практика, все же, разительно отличается от позиции ЦБ РФ, опубликованной на официальном сайте. Несколько наших клиентов направили жалобы в Банк России на действия банков по распространению банковской информации. Скажем прямо, ситуации были нестандартные – попытка проникновения в квартиру, порча стен, письма с обратным телефоном на двери.

Ответы Центробанка идентичны в целом по стране. Распространяют персональную информацию – идите в надлежащий орган, совершают преступление – обращайтесь в полицию, а по остальным вопросам пишите Финансовому омбудсмену.

Отделение по Амурской области Дальневосточного главного управления ЦБ РФ указывает, что ответственности за нарушение банком закона о потребительском кредите не предусмотрено.

Несмотря на такую практическую сторону вопроса, мы рекомендуем все же направлять грамотно составленные обращения в Центральный банк, Роскомнадзор, Прокуратуру и другие надзирающие органы. В нашей практике Роскомнадзор неоднократно принимал позицию заемщика и по материалам проверки банки были привлечены к административной ответственности.

® Статья охраняется авторским правом. Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

Запишитесь на
консультацию адвоката сейчас

КОНСТАНТИН ЛОГИНОВ

Адвокат, член палаты налоговых консультантов

"Мы готовы помочь.
Адвокат проводит бесплатные консультации
по будним дням по предварительной записи. Конфиденциально"

Даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности компании "Правовые решения"