Поможем законно
избавиться от долгов!
Работаем на всей
территории РФ
8 800 302 35 73

Звоните бесплатно и круглосуточно

Главная Статьи Куда жаловаться на коллекторов: инструкция и образцы заявлений

Куда жаловаться на коллекторов: инструкция и образцы заявлений

Вокруг коллекторов сложился образ уголовников, которые выбивают деньги: запугивают, вламываются, достают. Столкнувшиеся с требованиями коллекторов граждане хотят знать, как защищаться от произвола. Коллекторы работают в рамках Закона №230-ФЗ, и они не могут угрожать должнику, его родственникам. Расскажем, как подать жалобу на коллекторов, куда обращаться для защиты своих прав.

Кто такие коллекторы и чем они занимаются

В законах РФ нет такого понятия, как «коллектор» или «коллекторская организация». Но это не значит, что деятельность незаконна. На практике, это лицо, которое оказывает по взысканию задолженности и получило свидетельство в ФССП.

  • Коллекторская организация вправе заниматься деятельность, если включена в федеральный реестр ФССП;

  • коллекторы могут представлять интересы кредитора по доверенности, либо заниматься взысканием выкупленного долга по цессии.

Коллекторы могут взыскивать от своего имени задолженность, которую выкупили у банка или МФО. Если банк продал им долг с истекшим сроком исковой давности, закон не запрещает им прислать человеку претензию. Если коллектор требует просроченный долг, безнадежный ко взысканию, вы можете игнорировать их, либо прямо напомнить об истечении срока. Коллекторы вряд ли обратятся в суд, если истек срок исковой давности.

Продажа долга не восстанавливает и не обновляет срок давности, поэтому суд откажет в иске, если должник заявит ходатайство о применении срока давности.

Банки и МФО сами решают, когда обращаться к услугам коллекторов. Согласие гражданина на уступку прав требования (цессию) обычно по умолчанию прописано договоре займа с банком или МФО. Однако заемщика обязаны письменно уведомить о состоявшейся продаже долга. Если задолженность выкуплена по цессии, должник вправе знать реквизиты договора. При взыскании на основании доверенности коллекторы обязаны предъявлять ее, раскрывать перечень своих полномочий.

Законы о коллекторской деятельности

До 2016 года контроль и надзор за работой коллекторов практически не осуществлялся. Сейчас ситуация изменилась, а деятельность по взысканию долгов регламентируется:

  • Законом № 230-ФЗ — содержит основные правила взаимодействия с коллекторами, пределы полномочий, их права и обязанности;

  • Законом № 2300-1 — на взаимоотношения между должниками и коллекторами распространяются многие нормы о защите прав потребителя;

  • Законом № 229-ФЗ — содержит общие нормы о контроле ФССП за коллекторской деятельностью.

Коллекторы не занимаются исполнительным производством, это функция Службы судебных приставов. Именно ФССП наделена полномочиями по надзору за коллекторской деятельностью: рассматривают жалобы граждан, принимают меры уголовного и административного воздействия при нарушении закона.

Основания для подачи жалобы на коллекторов

Если коллектор действует по закону № 230-ФЗ, подавать жалобы бессмысленно. Но можно письменно отказаться от взаимодействия с коллекторами или подать документы на банкротство, если ситуация тяжелая.

Когда можно жаловаться:

  • если коллекторы нарушают правила взаимодействия с должником:
    • звонят после 10 вечера, до 8 утра;
    • обращаются к родственникам, коллегам, начальству;
    • превышают количество звонков и писем, поджидают у дома;
  • требуют заплатить чужой кредит или долг. Например, пытаются взыскать задолженность по кредитам родственника или знакомого, либо ошибочным данным;
  • если коллекторы совершают противоправные действия, подпадающие под УК РФ или КоАП РФ — высказывают угрозы жизни и вреда здоровью, применяют насилие, забирают имущество или умышленно повреждают его, занимаются шантажом или вымогательством, даже намекают на возможность применения силы.

От нарушения зависит, куда можно и нужно подавать заявление на коллекторов.

  1. Если нарушено количество допустимых звонков и писем, либо продолжают доставать даже после отказа от взаимодействия, лучше сообщать о таких случаях в ФССП, финансовому омбудсмену.

  2. Если же коллекторы звонят и угрожают, высказывают оскорбления, совершают иные преступные действия, нужно незамедлительно обращаться в правоохранительные органы.

Какие действия коллекторов считаются правомерными?

По закону коллекторским компаниям предоставлены следующие полномочия:

  • выкупать долги у кредитора по цессии, либо действовать на основании доверенности;

  • обращаться с исками в суд, либо получать судебный приказ, затем передавать дело приставам;

  • звонить должнику, но не чаще раза в сутки, два раза в неделю;

  • проводить личные встречи один раз в неделю;

  • направлять письма по обычной или электронной почте, голосовые или смс-сообщения, связываться через социальные сети, но не чаще 2 раз в день, 4 раз в неделю.

Все эти активности допустимы в будние дни с 8 до 22 часов, а в выходные и праздничные даты — с 9 до 20 часов.

При звонках или иных способах взаимодействия сотрудники коллекторской организации обязаны

  1. представиться,

  2. сообщить должнику об основаниях передачи им долга или представительства интересов,

  3. разъяснить сумму долга и штрафных санкций, основания расчета.

Права коллекторов

Данная информация представлена на сайте ассоциации коллекторов НАПКА, куда вы можете направить любую жалобу на коллекторов через онлайн-форму.

Должник вправе отказаться от общения с коллекторской компанией, если просрочка превышает 4 месяца, на основании ст. 8 закона №230-ФЗ. Для этого нужно подать заявление коллекторам лично в офисе или заказным письмом с уведомлением.

После получения такого уведомления попытки связаться с должником будут нарушением закона. При отказе от взаимодействия разрешено только направлять письменные обращения по почте, либо подавать документы в суд.

Что делать если коллекторы угрожают: образец жалобы

Худший вариант для должника и его родственников — реальные или скрытые угрозы от коллекторов. Если взыскатели допускают такие заведомо противозаконные действия, значит, это «черные коллекторы» — криминальные группы, которые не состоят в реестре ФССП. Нужно сразу обращаться в правоохранительные органы, затягивание с подачей заявлений и жалоб может привести к вреду здоровью, порче или уничтожению имущества.

Вот какие действия можно предпринять, если угрожают коллекторы:

  • незамедлительно подать заявление в МВД, описать обстоятельства преступных действий и угроз, передать информацию о звонивших (телефоны, реквизиты счетов, переписку);

  • по возможности, записать разговоры на телефон или диктофон (полиция сможет найти по записи виновных лиц);

  • избегать личных встреч, передачи денег или имущества;

  • не обращаться к криминальным структурам или сомнительным посредникам (в этом случае должник сам может стать фигурантом уголовного дела).

Чтобы противостоять угрозам, нужно поддерживать контакт с полицией, ФССП. У МВД есть практические наработки при расследовании фактов угроз, оскорблений, иных противоправных действий со стороны коллекторов. Чем раньше поступит заявление, тем больше шансов найти обидчиков, привлечь их к ответственности.

Как правильно пожаловаться

Если требуется незамедлительная помощь при защите от коллекторов, вызывайте полицию по телефону. По любому обращению, содержащему сведения о возможном преступлении, сотрудники МВД обязаны приехать и провести проверку на месте. Если нет прямой угрозы, можно подать письменные и электронные сообщения в другие уполномоченные органы.

Разберем, куда звонить и подавать жалобы, если вы столкнулись с незаконной коллекторской деятельностью.

Куда подавать жалобу на коллектора

Выбор инстанции, куда можно подать устную или письменную жалобу на коллекторов, зависит от сути нарушения и последствий. Вот все возможные способы защиты.

  1. Заявление в полицию

    При угрозах или причинении физического вреда, совершении насильственных действий, в случае принудительного изъятия или порчи имущества можно звонить 112 для оперативной помощи. Либо собрать доказательства — письма, распечатку звонков, показания соседей, и подать письменное заявление участковому.

    Горячая линия, куда звонить с вопросами 8-800-222-74-47

  2. В ЦБ РФ

    Если в договоре вы не давали согласия на продажу долга, это будет жалоба на банк или МФО. В 2021 удобнее жаловаться онлайн, нужно заполнить на сайте ЦБ вот эту форму.

  3. Обращение в Роскомнадзор

    Если коллеги, друзья или родственники столкнулись с телефонными звонками и смс-сообщениями, письмами в соцсетях о задолженности. Коллекторы не вправе разглашать персональные данные (ФИО, телефон, адрес, банковские сведения), звонить и писать друзьям, бухгалтеру, начальнику. Подайте жалобу через Интернет-приемную Роскомнадзора, ответить обязаны в течение 30 дней.

  4. В прокуратуру

    Прокуратура осуществляет централизованный надзор за соблюдением прав человека, сюда можно жаловаться при нарушении закона коллекторами, а также при бездействии полиции или приставов. Документы можно передать в канцелярию или отправить через Госуслуги здесь.

  5. Жалоба на коллекторов в ФССП

    Служба приставов является надзорным органом за деятельностью коллекторов, приставы обязаны проводить проверки, возбуждать административные дела. Коллекторов лишат лицензии, если их действия нарушают закон.

    Приставам можно жаловаться на любые незаконные действия — не представились, не показали документы о долге, звонки чаще 2 раз в неделю, угрозы жизни и здоровью, шантаж, грубое общение и т.д.

    Как подать жалобу: лично в ближайший отдел УФССП, почтой - заказным письмом, либо удаленно через онлайн-форму.

Разобраться с коллекторами за 7 дней может Национальная ассоциация коллекторских агентств (СРО «НАПКА»). НАПКА следит за деятельностью коллекторов и принимает обращения и жалобы на нарушения закона №230-ФЗ, хамство, накручивание процентов.

Если коллекторы требуют долг, который купили у банка, и агентства есть в реестре ФССП, смело пишите в НАПКА, либо звоните — они рассматривают жалобы оперативно — сделают выговор руководству коллекторского бюро, и «выбиватели долгов» после этого будут разговаривать исключительно вежливо. Подать жалобу можно онлайн через сайт.

Электронные сообщения о противоправной деятельности коллекторов можно подать через сайты госорганов, а также через Госуслуги (тогда вы сможете отслеживать движение жалобы). Обращения в электронной форме рассматриваются по общим правилам.

Чтобы гарантированно получить помощь, в онлайн-сообщении нужно обязательно указать свои контактные данные.

По возможности, сразу прикрепите доказательства незаконных действий коллекторов. Сделайте фотографии, сканы страниц в эл. почте, социальных сетях, получите распечатку звонков на у оператора мобильной связи, укажите контакты свидетелей.

Сроки рассмотрения жалоб на коллекторов

Стандартный срок рассмотрения писем, обращений и жалоб граждан в государственных ведомствах — 30 дней.

Заявление в полицию обязаны рассмотреть в течение трех суток, принять решение о возбуждении дела, либо об отказе. При необходимости дополнительных проверок МВД может продлить срок рассмотрения до 15 суток.

Ответственность за нарушения

За нарушение правил взыскания долгов с частных лиц наступает ответственность по ст. 14.57 КоАП РФ — п.2 и 4: официальный ответ приставов на вопрос о наказании коллекторов.

Если есть признаки преступления, наказание последует по нормам УК РФ. Например, в кодексе есть ряд составов за причинение вреда здоровью, по ст. 163 УК карается вымогательство, по ст. 119 УК угроза убийством или тяжким вредом. Если уничтожено или повреждено имущество — ст. 167 УК России.

Не так уж важно самим безошибочно определять, какую уголовную статью получит ваш обидчик. Точную квалификацию преступных действий дадут сотрудники МВД.

Если у вас остались вопросы, связанные с незаконной деятельностью коллекторов и подачей жалоб, обращайтесь к нашим специалистам. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите ее.

Есть вопросы по процедуре банкротства?

Оставьте свой телефон, наш юрист перезвонит Вам через 1 минуту и поможет разобраться.
Это бесплатно.

Сумма долга*

до 300 тыс. руб.

от 300 до 800 тыс. руб.

от 800 тыс. руб. и более

Предыдущая статья
Можно ли стать ИП после банкротства. Последствия и практика 2021 года
Следующая статья
Арестованное авто: как проверить, все ли в порядке с машиной?

0 Комментариев

Выигранные дела

Наша судебная практика

Как мы работаем

  1. На бесплатной консультации подробно разбираем сложившуюся ситуацию. Ищем наиболее оптимальные варианты решений

    На бесплатной консультации подробно разбираем сложившуюся ситуацию. Ищем наиболее оптимальные варианты решений

  2. Оговариваем комплекс услуг, фиксируем все договоренности документально. Заключаем договор

    Оговариваем комплекс услуг, фиксируем все договоренности документально. Заключаем договор

  3. Предоставляем личного менеджера, помогаем подобрать финансового управляющего

    Предоставляем личного менеджера, помогаем подобрать финансового управляющего

  4. Оказываем помощь в подготовке всех необходимых документов для суда

    Оказываем помощь в подготовке всех необходимых документов для суда

  5. Представляем интересы клиента перед кредиторами и в Арбитражном суде

    Представляем интересы клиента перед кредиторами и в Арбитражном суде

  6. Достигаем результата. Долги клиента списаны!

    Достигаем результата. Долги клиента списаны!

Мы гарантируем списание ваших долгов в суде или вернем деньги

Нужна помощь в списании долгов?

Оставьте свой телефон, наш юрист перезвонит Вам через 1 минуту и поможет разобраться.
Это бесплатно.

Сумма долга*

до 300 тыс. руб.

от 300 до 800 тыс. руб.

от 800 тыс. руб. и более