Избавляем от долгов
через банкротство физ. лиц

8 800 551 59 71

Звоните бесплатно и круглосуточно

Главная Статьи Куда жаловаться на коллекторов: инструкция и образцы заявлений

Куда жаловаться на коллекторов: инструкция и образцы заявлений

Вокруг коллекторов сложился крайне негативный образ вышибал и уголовников, которые выбивают деньги: запугивают, вламываются, достают. Столкнувшиеся с требованиями коллекторов заемщики банков и МФО хотят знать, как защищаться от произвола. Известно, что деятельность должна осуществляться строго в рамках Закона №230-ФЗ от 03.07.2016, не угрожать жизни и здоровью должника, его родственников. В этом материале расскажем, когда может подаваться жалоба на коллекторов, куда обращаться для защиты своих прав.

Кто такое коллекторы и чем они занимаются

В законах РФ нет такого понятия, как «коллектор» или «коллекторская организация». Но это не значит, что деятельность незаконна. На практике, это лицо, которое оказывает услуги по взысканию задолженности и вправе осуществлять определенные действия в отношении должника.

Ряд основных моментов, которым должна соответствовать коллекторская деятельность:

  • коллекторы могут взыскивать любую задолженность, в том числе с истекшим сроком исковой давности;

  • коллекторская организация вправе заниматься деятельность, если включена в федеральный реестр ФССП;

  • коллекторы могут представлять интересы кредитора по доверенности или по договору, либо заниматься взысканием выкупленного долга по цессии.

Обратите внимание! Закон не запрещает требовать погашения задолженности, даже если по нему истек срок исковой давности. В этом случае кредитор только лишается права на обращение в суд.

Однако направлять должнику письменные или устные претензии, требования и заявления можно даже при взыскании безнадежного долга. Конечно, вы можете игнорировать их, либо напомнить об истечении срока. Если же кредитор подаст в суд, можно заявить ходатайство о применении срока давности.

Образец заявления о пропуске срока скачайте здесь.

Кредитор сам решает, когда обращаться к услугам коллекторов. Согласие гражданина на уступку прав требования (цессию) обычно по умолчанию прописано договоре займа с банком или МФО. Однако заемщика обязаны уведомить о состоявшейся продаже долга. Если задолженность выкуплена по цессии, должник вправе знать реквизиты договора. При взыскании на основании доверенности коллекторы обязаны предъявлять ее, раскрывать перечень своих полномочий.

Законы о коллекторской деятельности

До 2016 года коллекторская деятельность осуществлялась только на основании Гражданского кодекса РФ. Это создавало множество проблем, так как контроль и надзор за работой коллекторов практически не осуществлялся. Сейчас ситуация изменилась, а деятельность по взысканию долгов регламентируется:

  • Законом № 230-ФЗ — содержит основные правила взаимодействия с коллекторами, пределы полномочий, их права и обязанности;

  • Законом № 2300-1 — на взаимоотношения между должниками и коллекторами распространяются многие нормы о защите прав потребителя;

  • Законом № 229-ФЗ — содержит общие нормы о контроле ФССП за коллекторской деятельностью.

Коллекторы не занимаются исполнительным производством, так как это функция Службы судебных приставов. Именно ФССП наделена полномочиями по надзору за коллекторской деятельностью, вправе рассматривать жалобы граждан, принимать меры уголовного и административного воздействия при нарушении закона.

Есть вопросы по процедуре банкротства?

Оставьте свой телефон, наш юрист перезвонит Вам через 1 минуту и поможет разобраться.
Это бесплатно.

Основания для подачи жалобы на коллекторов

Если коллекторская деятельность осуществляется строго в рамках Закона № 230-ФЗ и других нормативных актов, подавать жалобы бессмысленно. У должника есть множество вариантов защиты, от отказа от взаимодействия с кредиторов и его представителями, до подачи документов на банкротство. Обращаться с жалобами и заявлениями можно:

  • если коллекторы нарушают правила взаимодействия с должником,
    — звонят в ночное время,
    — обращаются к родственникам, коллегам;
    — превышают количество звонков и писем, допускают иные нарушения;

  • если предъявлено требование о взыскании чужого кредита или долга — например, если пытаются взыскать задолженность по кредитам родственника или знакомого, либо ошибочным данным;

  • если коллекторы совершают противоправные действия, подпадающие под УК РФ или КоАП РФ — высказывают угрозы жизни и вреда здоровью, применяют насилие, забирают имущество или умышленно повреждают его, занимаются шантажом или вымогательством.

От характера нарушения прав должника зависит, куда можно и нужно подавать заявление на коллекторов.

  1. Если нарушено количество допустимых звонков и писем, либо продолжаются попытки давления даже после отказа от взаимодействия, лучше сообщать о таких случаях в ФССП, финансовому омбудсмену.

  2. Если же коллекторы звонят и угрожают, высказывают оскорбления, совершают иные преступные действия, нужно незамедлительно обращаться в правоохранительные органы.

Какие действия коллекторов считаются правомерными?

По закону коллекторским компаниям предоставлены следующие полномочия:

  • выкупать долги у кредитора по цессии, либо действовать на основании доверенности;

  • обращаться с исками в суд, если еще не истек срок давности;

  • звонить должнику, но не чаще раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц;

  • проводить личные встречи не чаще раза в неделю;

  • направлять письма по обычной или электронной почте, голосовые или смс-сообщения, связываться через социальные сети, но не чаще 2 раз в день, 4 раз в неделю, 16 раз в месяц.

Даже указанные выше права коллектор может реализовать в будние дни с 8 до 22 часов, а в выходные и праздничные даты — с 9 до 20 часов.

При звонках или иных способах взаимодействия сотрудники коллекторской организации обязаны

  1. представиться,

  2. сообщить должнику об основаниях передачи им долга или представительства интересов,

  3. разъяснить сумму долга и штрафных санкций, основания возникновения.

Данная информация представлена на сайте ассоциации коллекторов НАПКА, куда вы можете направить любую жалобу на коллекторов через онлайн-форму.

Должник вправе заявить об отказе от взаимодействия с кредитором, его представителем или коллекторской компанией, если просрочка превышает 4 месяца на основании ст. 8 закона №230-ФЗ. Для этого нужно подать заявление в банк, МФО или коллекторам через нотариальную контору, либо письмом с уведомлением.

Скачать образец Заявления об отказе от взаимодействия с коллекторами.

После получения такого уведомления попытки связаться с должником будут нарушением закона. При отказе от взаимодействия разрешено только направлять письменные обращения по почте, либо подавать документы в суд.

Что делать если коллекторы угрожают, образец жалобы

Худший вариант для должника и его родственников — реальные или скрытые угрозы от коллекторов, другие заведомо противозаконные действия. Нужно сразу обращаться в уполномоченные органы, так как затягивание с подачей заявлений и жалоб может привести к вреду здоровью, порче или уничтожению имущества.

Вот какие действия можно предпринять, если угрожают коллекторы:

  • незамедлительно подать заявление в МВД, описать обстоятельства преступных действий и угроз, передать информацию о звонивших (при ее наличии);

  • по возможности, записать разговоры на телефон или диктофон (даже если запись не признают допустимым доказательством в суде, полиция сможет найти по ней виновных лиц);

  • полностью избегать личных встреч, передачи денег или имущества;

  • не обращаться к криминальным структурам или сомнительным посредникам (в этом случае должник сам может стать фигурантом уголовного дела).

Пример заявления в полицию на коллекторов (на угрозы и хулиганство).

Чтобы противостоять угрозам, нужно поддерживать контакт с полицией, ФССП. У МВД есть практические наработки при расследовании фактов угроз, оскорблений, иных противоправных действий со стороны коллекторов. Чем раньше поступит заявление, тем больше вариантов найти виновных лиц, привлечь их к ответственности.

Как правильно пожаловаться

Если требуется незамедлительная помощь при защите от коллекторов, необходимо вызывать полицию по телефону. По любому обращению, содержащему сведения о возможном преступлении, сотрудник МВД обязаны приехать и провести проверку на месте. Если противоправные действия не содержат прямой и немедленной угрозы, можно подавать письменные и электронные сообщения.

Разберем, куда звонить и подавать жалобы, если вы столкнулись с незаконной коллекторской деятельностью.

Есть вопросы по процедуре банкротства?

Оставьте свой телефон, наш юрист перезвонит Вам через 1 минуту и поможет разобраться.
Это бесплатно.

Куда подавать жалобу

Выбор инстанции, куда можно подать устную или письменную жалобу на противозаконные действия коллекторов, зависит от сути нарушения и его возможных последствий. Вот все возможные способы защиты:

  1. устное или письменное обращение в полицию — при угрозах или причинении физического вреда, совершении насильственных действий, в случае принудительного изъятия или почти имущества;

    Адреса и телефоны, горячая линия, куда звонить с вопросами 8-800-222-74-47

  2. в ЦБ РФ — если в договоре вы не давали согласия на продажу долга, это будет жалоба на банк или МФО. Можно направить письмом по адресу 107016, Москва, Неглинная, 12. Но удобнее заполнить на сайте вот эту форму.

  3. обращение в Роскомнадзор через Интернет-приемную — если коллеги или родственники столкнутся с телефонными звонками и смс-сообщениями, письмами в соцсетях по вашей задолженности. Коллекторы не вправе разглашать персональные данные (ФИО, телефон, адрес, банковские сведения), звонить и писать друзьям, бухгалтеру, начальнику;

    Скачать образец жалобы на коллекторов в Роскомнадзор

  4. обращение в прокуратуру — при любом нарушении закона, в том числе при бездействии полиции. Документы можно передать в канцелярию или отправить на официальном сайте.

    Скачать образец жалобы в прокуратуру

  5. жалоба на коллекторов в ФССП — так как служба приставов является надзорным органом за деятельностью коллекторов, приставы обязаны проводить проверки, возбуждать административные дела. Коллекторов лишат лицензии, если их действия нарушают закон. Приставам можно жаловаться на любые незаконные действия — не представились, не показали документы о долге, звонки чаще 2 раз в неделю, угрозы жизни и здоровью, шантаж, грубое общение и т.д.

    Скачать образец жалобы в ФССП на коллекторов.

    Подать: лично, почтой, или удаленно через форму здесь.

  6. Закон позволяет обратиться с заявлениями и жалобами в Национальную ассоциацию коллекторских агентств (СПО «НАПКА»). Эта структура обязана следить за деятельности своих членов, обязана реагировать на сообщения о нарушении закона.

Электронные сообщения о противоправной деятельности коллекторов можно подать через сайты госорганов, а также через Госуслуги (тогда вы сможете отслеживать движение жалобы). Обращения в электронной форме рассматриваются по общим правилам.

Чтобы гарантированно получить помощь, в онлайн-сообщении нужно обязательно указать свои контактные данные.

По возможности, нужно сразу прикрепить доказательства незаконных действий коллекторов. Сделайте фотографии, сканы страниц в эл. почте, социальных сетях, получите распечатку звонков на у оператора мобильной связи, укажите контакты свидетелей.

Сроки рассмотрения жалоб на коллекторов

Стандартный срок рассмотрения писем, обращений и жалоб граждан в государственных ведомствах — не более 30 дней.

Заявление в полицию обязаны рассмотреть в течение трех суток, принять решение о возбуждении дела, либо об отказе. При необходимости дополнительных проверок МВД может продлить срок рассмотрения до 15 суток.

Ответственность за нарушения

За нарушение правил взыскания долгов с частных лиц наступает ответственность по ст. 14.57 КоАП РФ – п.2 и 4:

Официальный ответ приставов на вопрос о наказании коллекторов.

Если есть признаки преступления, наказание последует по нормам УК РФ. Например, в кодексе есть ряд составов за причинение вреда здоровью, по ст. 163 УК карается вымогательство, по ст. 119 УК угроза убийством или тяжким вредом. Если уничтожено или повреждено имущество — ст. 167 УК России.

Не так уж важно самим безошибочно определять, какую уголовную статью получит ваш обидчик. Точную квалификацию преступных действий дадут сотрудники МВД.

Если у вас остались вопросы, связанные с незаконной деятельностью коллекторов и подачей жалоб, обращайтесь к нашим специалистам. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!

Видео: наши услуги по банкротству физ. лиц

Есть вопросы по процедуре банкротства?

Оставьте свой телефон, наш юрист перезвонит Вам через 1 минуту и поможет разобраться.
Это бесплатно.

0 Комментариев

Выигранные дела

Наша судебная практика

Как мы работаем

  1. На бесплатной консультации подробно разбираем сложившуюся ситуацию. Ищем наиболее оптимальные варианты решений

    На бесплатной консультации подробно разбираем сложившуюся ситуацию. Ищем наиболее оптимальные варианты решений

  2. Оговариваем комплекс услуг, фиксируем все договоренности документально. Заключаем договор

    Оговариваем комплекс услуг, фиксируем все договоренности документально. Заключаем договор

  3. Предоставляем личного менеджера, помогаем подобрать финансового управляющего

    Предоставляем личного менеджера, помогаем подобрать финансового управляющего

  4. Оказываем помощь в подготовке всех необходимых документов для суда

    Оказываем помощь в подготовке всех необходимых документов для суда

  5. Представляем интересы клиента перед кредиторами и в Арбитражном суде

    Представляем интересы клиента перед кредиторами и в Арбитражном суде

  6. Достигаем результата. Долги клиента списаны!

    Достигаем результата. Долги клиента списаны!

Если что-то пойдет не так, мы вернем Вам деньги

Нужна помощь в списании долгов?

Оставьте свой телефон, наш юрист перезвонит Вам через 1 минуту и поможет разобраться.
Это бесплатно.