В апреле 2021 Конституционный суд РФ фактически снял запрет с реализации единственного жилья при банкротстве физлиц. Продать квартиру банкрота могут, если она подпадает под признаки роскошного жилья. Взамен человеку предоставляется другое жилье — в том же поселении, но площадью поменьше.
Первый случай, когда у банкрота забрали за долги единственную квартиру, зафиксирован 22 июня. Сведения о результатах торгов размещены в ЕФРСБ.
Суть дела
Банкротное дело, в котором у должника забрали единственное жилье, длилось с 2018 года. Общая сумма задолженности составляла 21.4 млн. руб.
В ходе банкротства было установлено, что в собственности должника есть только пятикомнатная двухуровневая квартира с общей площадью 147.3 кв. м. С 2019 года кредиторы добивались продажи элитной квартиры, а должник настаивал на исключении жилья из конкурсной массы.
Действия кредиторов
У кредиторов в этом деле был только один вариант возврата задолженности – продать единственную квартиру должника. Другого имущества у обладателя двухэтажной квартиры не было.
В 2019 года собрание кредиторов одобрило решение о покупке должнику однокомнатной квартиры площадью 31.7 кв. м. в том же городе. У должника нет семьи и иждивенцев, и новая квартира соответствовала социальной норме предоставления жилья, была пригодна для проживания. Цель покупки в том, чтобы у гражданина появилось другое жилье, которое можно считать единственным. Тогда элитную квартиру можно продать в рамках банкротства.
Суды первой и вышестоящих инстанций принимали по этому поводу разные решения. Сначала элитная квартира была исключена из конкурсной массы — об иммунитете единственного жилья высказался ВС в похожем деле.
Не согласившись с решением, кредиторы потребовали пересмотра. В итоге, в феврале 2021 года, суды признали правоту кредиторов, подтвердили возможность реализации единственной квартиры после замены ее на другое жилье. В июне квартира площадью 147,3 м. была продана торгов. Банкрот остался в 30-метровой «однушке».
Что сказал суд
Вот несколько выводов, которые следуют из судебных актов:
- суд вправе снять запрет на продажу единственной квартиры должника, если она подпадает под понятие роскошного жилья, существенно превышает социальную норму по жилплощади (18 кв.м.);
- суды должны проверять добросовестность должника, в том числе — когда куплено жилье (до или после образования долгов);
- продать единственную квартиру можно, если кредиторы предоставят должнику другое жилье, соответствующее социальной норме, «достаточной для удовлетворения потребностей в жилище» в том же городе, где проживает должник.
Это первая продажа единственной квартиры при банкротстве после вынесения Постановления Конституционного суда. Наверняка такой практикой воспользуются кредиторы по другим банкротным делам.
Судебная практика призвана защитить интересы кредиторов от недобросовестных должников. Ранее должник мог купить единственную квартиру вместо того, чтобы платить долг кредиторам. Приставы и финуправляющий не могли продать такой актив, даже если это вопиюще дорогая недвижимость, которая в разы превосходит нормы обеспеченности жильем. Пользуясь исполнительским иммунитетом, банкроты списывали долги и оставляли себе дорогостоящую недвижимость.
Теперь сделать это будет сложнее, особенно если единственное жилье имеет высокую стоимость, находится в престижных районах застройки или в крупных городах.
Поделиться:
Последние новости