На днях Верховным судом вынесено Постановление, которого ждали юристы, эксперты в области права и, конечно, кредиторы с должниками — 22 октября ВС признал, что единственное жилье всегда остается за банкротом, какими бы ни были обстоятельства и размеры задолженности перед банками.
Почему это важно? Дело о замене единственного жилья — ценный прецедент для российских банкротов, которые боятся лишится дорогостоящей квартиры или дома при банкротстве. Здесь кредиторы решили забрать у должника единственное жилье, предоставив ему взамен квартиру в 2 раза меньше по площади.
Фабула дела. В конкурсную массу была включена двухкомнатная квартира размером 40 кв. м. Жилье было единственным, по закону его должны оставить банкроту. Кредиторы на общем собрании решили иначе: они предоставили в дар должнику однушку площадью в 19,8 кв. м. с целью продать «огромную 40-метровую квартиру».
Несостоятельность должника признана еще в 2018 году. Он обратился за банкротством с одной квартирой в собственности, которая расположена в центральной части Ижевска. Известно, что ранее квартира входила в нежилой фонд и сдавалась под коммерческие офисы. Перед процедурой должник перевел ее в жилой фонд.
Кредиторы посчитали, что должнику будет достаточно и квартиры размером 18 кв. м. Норма на одного человека в регионе составляет 13 кв. м., а само жилье расположено в пределах города, рядом с транспортной развязкой.
Рассмотрение. Арбитражный суд в Удмуртии, который рассматривал это дело изначально, принял решение в пользу должника — он отказался от столько щедрого предложения, указав, что нельзя одарить человека недвижимостью без его согласия. Кредиторы не сдались. И обратились в Апелляцию, которая приняла их позицию. Позже Кассация тоже встала на сторону кредиторов, но должник обратился в ВС.
В ходе заседания ВС представитель кредиторов настаивал на том, что квартира сдается, а если должник не живет в своем единственном жилье, значит, оно не единственное.
Верховный суд пояснил, что это не является основанием для навязывания другой недвижимости в качестве подарка, чтобы удовлетворить корыстные интересы банков. Кредиторы не вправе решать, какое жилье банкроту больше подходит, и выбирать ему квартиру по своему усмотрению. Квартира площадью 40 кв.м. осталась у должника.
Заметим, что споры о понятии и характеристиках единственного жилья ведутся уже давно. Кредиторы часто выступают с претензиями, что должники признают единственными роскошные загородные дома и элитные комплексы, и таким образом нарушают их имущественные интересы.
Тем не менее, банкротов защищает ст. 446 ГПК РФ, которая четко устанавливает, что единственное жилье не может изыматься за долги, вне зависимости от площади и стоимости квадратного метра.
Что происходит с недвижимостью при банкротстве, как суд определяет, какое жилье оставить банкроту, если квартир несколько, и чего не стоит делать перед банкротством, читайте в подробном разборе от наших юристов.
Поделиться:
Последние новости